Работодатель пытался через суд взыскать с работницы безосновательно выплаченную ей компенсацию проезда к месту использования отпуска и обратно. Работница трудилась на Крайнем Севере и в силу ст. 325 ТК РФ имела право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории РФ к месту использования отпуска и обратно. По выходу работницы из отпуска по уходу за ребенком ей на основании ее заявления был предоставлен ежегодный отпуск и выплачена указанная компенсация.
Однако права на нее работница к тому моменту еще не приобрела. Работодатель не учел, что время отпуска по уходу за ребенком не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый отпуск, и не подлежит учету при определении стажа работы для получения работником компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно. А за вычетом периода отпуска по уходу за ребенком у работницы не было необходимого стажа с момента предыдущего использования права на оплату проезда для получения новой компенсации.
После того как данный факт выявился в ходе ревизионной проверки, работодатель обратился к работнице с просьбой добровольно вернуть излишне выплаченную ей сумму, но работница этого не сделала. В итоге работодатель за взысканием денежных средств обратился в суд.
Суд первой инстанции удовлетворил требования работодателя. По мнению судьи, допущенная работодателем ошибка являлась счетной, а значит, в этой ситуации подлежала применению часть четвертая ст. 137 ТК РФ, устанавливающая случаи, когда возможно взыскание с работника излишне выплаченной ему заработной платы. Это решение было отменено в порядке апелляции, однако кассационный суд вернул силу решению суда первой инстанции, руководствуясь той же логикой о наличии в действиях работодателя счетной ошибки.
Точку в споре поставил Верховный Суд РФ.
Суждение суда первой инстанции о том, что ошибка, допущенная работодателем при исчислении работнице компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, является счетной, суд признал неправомерным, поскольку счетной следует считать ошибку, допущенную в арифметических действиях, то есть действиях, связанных с подсчетом, как то: сложение, вычитание, деление или умножение.
Ошибка в применении работодателем норм закона при исчислении работнику заработной платы, предоставлении работнику различных гарантий и компенсаций, включая компенсацию расходов на оплату проезда к месту использования отпуска и обратно, при том что именно на работодателя законом возложена обязанность по соблюдению требований закона при начислении и выплате работнику заработной платы, предоставлению работнику льгот и компенсаций, надлежащему оформлению документов, связанных с выплатой причитающихся работнику в связи с осуществлением трудовой деятельности сумм и выплат, не свидетельствует о неправильном выполнении арифметических действий и счетной ошибкой не является.
Таким образом, оснований для взыскания в пользу работодателя излишне выплаченной работнику компенсации стоимости проезда не имелось.